Библиотека "Полка букиниста"
Значимые книги отечественных и зарубежных авторов

Елена Островская, Валерий Рудой. Йога Патанджали

Комментарий

Страницы:
|все|
| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
| 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
| 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
| 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

ГЛАВА ПЕРВАЯ

*Эта мангала-ьилока (вступительный стих), авторство которой приписывается в ортодоксальной брахманистской традиции комментатору "Йога-сутр" Вьясе, представляет собой более позднее включение, связанное, по-видимому, с последующим отождествлением творца "Йога-сутр" с древнеиндийским грамматистом Патанджали (III-II вв. до н. э.), написавшим "Великий комментарий" ("Махабхашья") к сутрам Панини (IV в. до н. э.). Согласно брахманистской традиции, грамматист Патанджали является человеческим воплощением мифического змея Шеши, который в знак благорасположения некогда опустился на сложенные ладони (патанджали) великого Панини.

1.1. Текст сутры начинается словом "атха". Согласно Вьясе и автору "Таттва-вайшаради" (комментария к "Вьяса-бхашье") Вачаспати Мишре, первое слово сутры "атха" служит показателем того, что далее начинается систематическое изложение предмета, в данном случае йога-даршаны, то есть религиозно-философской системы Йога. Интересно отметить, что аналогичным образом начинается и "Махабхашья" Патанджали: "Итак, изложение учения о Слове".

1.2. Согласно толкованию Вачаспати Мишры, словом "изложение" Вьяса называет здесь шастру (теоретический трактат), объясняя ее этимологически как "то, с помощью чего нечто получает детальное разъяснение". Далее Вачаспати Мишра говорит: "Ее постижению отнюдь не предшествует обладание полным успокоением, самоконтроль и т. п., напротив, ей предшествует желание передать знание истинной реальности. Успокоение, самоконтроль и прочее достигаются при наличии желания знать и знания реаль- ности, как об этом сказано в священных текстах: „Поэтому пусть он, умиротворенный, подчинивший контролю органы чувств, ставший бесстрастным, невозмутимым и самоуглубленным, созерцает Атман лишь в Атмане". И хотя существует возможность того, что вопросы ученика, аскетизм (тапас), применение алхимии и т. д. иногда непосредственно предшествуют изложению шастры, здесь они не упоминаются, поскольку они бесполезны как для отчетливого постижения предмета учеником, так и для его жизнедеятельности".

1.3. Вьяса истолковывает слово "йога" в терминологическом значении "самадхи" - "сосредоточение". Однако, как можно заметить из дальнейшего изложения, объемы и содержание этих понятий не представляют собой нечто тождественное и лишь частично перекрывают друг друга. Сосредоточение (самадхи), согласно Вьясе, есть базовое свойство сознания, его закономерная особенность, проявляющаяся в той или иной степени на всех уровнях его функционирования.

1.4. "Ступень", или "уровень", функционирования сознания. В теории йоги этим термином обозначаются качественно определенные состояния сознания, обусловленные соответствующим эмоционально-чувственным тоном и познавательной установкой.

1.5. Согласно комментарию Вачаспати Мишры, это уровень (или состояние) сознания, в котором преобладает "раджас" - энергетический компонент, характеризующийся самопроизвольной неустойчивой направленностью сознания на внешние объекты.

1.6. Букв, "ослепленное", "пребывающее в замешательстве, недоумении". На этом уровне функционирования сознания преобладает "тамас" - инерционный компонент. Сознание, пребывающее в данном состоянии, направлено на все объекты одновременно, и хотя такая направленность может быть устойчивой, в ней отсутствует способность различения.

1.7. Букв, "рассеянное", "разбросанное". На этом уровне функционирования сознание характеризуется относительной устойчивостью своей направленности, но оно как бы скользит от объекта к объекту, не стремясь окончательно сосредоточиться ни на одном из них. По традиционным комментариям к "Йога-сутрам" Патанджали, только стремление к сосредоточению сознания на избранном объекте и выступает непременным условием психотехнических практик - перехода сознания в область собственно йоги.

дальше

 

Добавить в избранное
На главную
Новые поступления в библиотеку
Бизнес и экономика, менеджмент и маркетинг
Восстановление и укрепление здоровья
Эзотерика и мистика, магия и религия
Государство и право: история и социология, политика и философия
Мобильная связь и музыка
Елена Островская, Валерий Рудой. Йога Патанджали. К содержанию
К читателю


Все права на размещенные на сайте произведения принадлежат соответствующим правообладателям. В библиотеке Вы можете скачать книгу исключительно для ознакомления. Если Вам нравится произведение, следует приобрести его печатную версию. Берегите глаза :)
 

2006 © PolBu.Ru   При копировании и использовании материалов сайта желательна ссылка Библиотека "Полка букиниста". Спасибо, и удачи Вам!